пятница, 9 ноября 2012 г.

Исповедь хэндмейдера


С чего всё началось?.. Понеслись наперегонки в голове картинки-события. Вот мне 7. Первые неуклюжие попытки сделать платье для Барби. Наверно, все девочки когда-нибудь «шили» такие: берётся кусочек ткани, в середине его прорезается небольшое отверстие, у куклы снимается голова, сей шедевр дизайнерской мысли натягивается на шею, голова бедной куклы возвращается на положенное ей место. У ва ля! Платье а-ля Алла Пугачёва готово! Главное в создании наряда – раздобывать материал. С этим мне несказанно повезло: наша соседка была портнихой и мне периодически перепадали заветные кусочки ткани.Священной вещью в доме для семилетней Веры была бабушкина швейная машинка,которую трогать нельзя было. Можно было только смотреть и слушать. И монотонный стук иголки внушал одновременно и радость, и восторг, и желание поскорее вырасти, чтобы поскорее самой научиться строчить на этом чудо-агрегате. 

К классу третьему мне стало жутко интересно, как у моей тёти получаются всякие свитера-жилетки без швейной машинки. Тётя казалась такой тёплой и пушистой среди своих разноцветных клубков с нитками!..Заметив мой интерес к происходящему, она вручила мне спицы и показала, как из одной нитки можно получить полотно. Нет, «полотно» - это слишком громко сказано! В моём случае то были бесформенные пончо для кукол. Сейчас я понимаю,что это ни на что, кроме пончо, не было похоже. А тогда мои «шедевры» мне казались как минимум вечерними платьями.
Когда мне было лет 10, мама решила научить меня вышивать. Сейчас мне 23. Вышивать до сих пор не умею. И до сих пор нахожу носовые платки со своими абстракциями (Василий Васильевич Кандинский обзавидовался бы!). Но это для других там абстракции. Для меня же всё очевидно:вот ромашка, вот тюльпан, а вот розочка (и неважно, что синяя!).
В пятом-шестом классах мы с двоюродным братом подсели на бисероплетение. Куплена книжка со схемами, бисер по всей квартире,глаза, как у бешеной селёдки…Результатом бусинкового помешательства стала пара фенечек, пылящихся в неведомых мне нынче местах. А ещё на это время я превратилась в сороку, падкую на всё, что блестит. А что? Если уж делать что-то, так чтобы сверкало оно на солнце и привлекало внимание таких же сорок-подружек. Радует, что я больше так не считаю)
А ещё у меня в школе начались уроки труда.Честное пионерское, самый страшный предмет в школе! Никогда не забуду, как я,обнимая одной рукой Морфея, другой пыталась сделать какие-то образцы швов…Одиннадцать часов, двенадцать…. Ух… Доделываю образец… Что?! Только первый?!Задачи по математике? Какая математика?! Меня на трудах Ольга Николаевна скушает… Не скушала. Даже не покусала. Девчонки, ходите на уроки труда! От них ещё никто не умер. Даже наоборот)
В классе восьмом я стала полноправным юзером бабушкиной машинки. К сожалению, я не продвинулась дальше подкладывания слишком длинных джинсов и ушивания слишком широких. Зато была жутко горда собой, когда ко мне приходили подружки с просьбой подогнать им джинсы по фигуре.
Потом я долго притворялась, что у меня руки не оттуда растут. Растеряла за это время все свои рукодельные причиндалы. И веру в себя. Совсем. Бегала по траектории универ-дом-универ. Душе дико хотелось праздника…
Так получилось, что в один прекрасный момент жизнь меня свела с Юлей. Она тогда занималась весьма прозаичной и скучной работой в местном райисполкоме. Но. Стоило открыть дверь её комнаты – и ты попадал в другой мир- яркий, пушистый, улыбающийся… Манили к себе плетёные коробки с журналами, кокетливо поблёскивали крючки и спицы… Но это ничто в сравнении с самой Юлей! Человек с миллионом идей, человек, который хочет сделать мир краше, человек с большой буквы «Ч». Сначала я заняла позицию наблюдателя и охателя-ахателя, когда из Юлиных рук и ниток рождался очередной шедевр. Мне так хотелось поделиться своим восторгом со всеми и с каждым! Утрамбовав информацию и переполняющие меня эмоции в своих друзей, я поняла, что мне этого мало. Занялась созданием группы Вконтакте. Так родилась Hand-Made. From Stolbtsy with Love. Сотня человек и пара фотографий – не густо, но сердце своим существованием грела)
Как-то я в очередной раз забежала к Юле на чай, сметанники и свежие идеи. Юля мне начала рассказывать про магазинчик товаров для рукоделия,который недавно открылся в нашем городе, про его чудо-продавца Инну и, самое главное, про шерсть, из которой можно было сделать и серёжки, и валенки, и даже пальто… Решено: бегом к Инне за шерстью! Таааак, материалы есть, муза, вроде бы, тоже на месте… По локти в пене, валяем бусы. Энтузиазм нас покидал в геометрической прогрессии по мере того, как шарики, которые не получились,летели в мусорку. Первый блин, как говорится, комом. Лохматым, неровным комом с заломами, в количестве штук десяти. Зато мои руки опять ощутили радость общения с творчеством.
Испытав всё на собственной шкуре, поняли, что методом научного тыка здесь не обойдёшься, и начали штурмовать интернет. Чего там только не было!.. И пластика, и шерсть, и вязание, и много других слов, значения которых пока было для нас загадкой. М-да… Простор для дизайнерской мысли просто бескрайний. Возникло два вопроса,один сложнее другого: С чего начать? Где брать материалы? А ещё в душу закралась обида за наших хэндмейдеров:виды рукоделия, в которых белорусы только-только делают первые шаги, уже давным –давно процветают в ближнем и дальнем зарубежье.
Всем известно: кто ищет,тот всегда найдёт.В отделе канцелярских товаров в ГУМе была обнаружена пластика «Цветик» и, естественно, приобретена.Вечером трубили сбор у Юли. На повестке дня - кофе с бутербродами и опыты над пластикой. Решено было лепить цветочки. Самые цветочистые цветочки вышли у Артёма, брата Юли)) Придать форму – это, оказывается, полдела. Запекание изделия в духовке – отдельный разговор и особое искусство. Первые украшения,как пироги, выходили с золотисто-коричневатой корочкой. Просто на упаковке написана температура, при которой запекать пластик нужно, а в наших совковых газовых плитах делений с градусами просто нет((
Потом как-то незаметно у наших «очумелых ручек»произошло пополнение. К нашему шерстисто-пластиковому братству примкнула девушка по имени Алеся , а заодно и чудесные вещи из бисера, сотворённые её руками, и гигабайты японских журналов по рукоделию.(На заметку интересующимся:лучшие журналы по рукоделию- из страны восходящего солнца). За Алесей к нам подтянулась и её сестра Лиза.
К лету 2010 нас было пятеро: экономист (Юля), преподаватель по классу ударных инструментов (Артём),переводчик (Алеся), ученица 11-го класса (Лиза) и я (учитель английского). Это я к тому, что творить может любой, главное-желание.
В июле 2010 года в Новогрудке проходил средневековый фестиваль, посвященный 600-летиюГрундвальдской битвы. Всё это, безусловно, интересно, но ключевым моментом для нас стало словосочетание «город мастеров». Позвонили в местную администрацию и известили их о нашем намерении принять непосредственное участие в данном мероприятии. Нам дали «добро». Собрали палатки, спальные мешки, группу поддержки в количестве человек пяти,сундук с нашими хэнд-мейдами (самое главное!) и отправились в столицу Великого Княжества Литовского. По прибытии в пункт назначения, а именно в исторический центр города, нам было выделено местечко, где мы могли бы разложить свои творения. Все наши соседи-мастера приехали со своими столами-стульями, а мы привезли только себя любимых да бусы-серёжки. Что делать? У Артёма реквизируется палестинка ,расстилается прямо на асфальте и по углам прижимается камнями (чтобы не улетала) – рабочее место готово!)
Проходящий мимо нас народ реагировал на наш хиппарник по-разному: кто-то нос воротил, кто-то на камеру снимал, кто-то говорил: «Это же самим можно сделать!» (конечно, можно – на то это и хэнд-мейд; но могу поспорить, что почти никто из них этим заниматься дома не станет), с кем-то мы подружились и до сих пор общаемся в Контакте.
3 дня пролетели как мгновение… Я влюбилась наотмашь в Новогрудок и возвращалась в Столбцы с обгорелым носом и твёрдой уверенностью в том, что я никогда не буду обыкновенной учительницей английского языка.
А потом наступила осень,а потом и зима…. Сказки хочется всегда, а перед Новым годом потребность в ней становится особенно острой. Мы решили провести бесплатные мастер-классы у Алеси дома. Создали встречу в Контакте, украсили ёлочку, накачали рождественской музыки, напекли печенья… Старались, как могли. Думаете, кто-нибудь пришёл?Пришла. Наша группа поддержки пришла, которая с нами в Новогрудок ездила. По объявлению о встрече ни один человек не удосужился заглянуть к нам на огонёк.Ещё раз убедилась, что в наших Столбцах людям ничего не надо, как это ни печально. Думаю, то же самое можно сказать и про другие небольшие населённые пункты Беларуси. Люди, ведь неинтересно так жить, ну честное слово! А печеньки были то, что надо!!! И всё остальное тоже.
Стараясь быть в курсе событий, нами исправно исследовались просторы интернета вдоль и поперёк. Вовремя одной из наших «экспедиций» нами был обнаружен сайт remesla.by- информационная площадка для белорусских мастеров. Там мы узнали про ярмарки, которые проводятся в минских музеях раз в месяц. Для участия необходимо было выслать заявку с приложенными к ней фотографиями работ. Сделав всё, что там от нас требовалось, мы – ура! – были включены в списки участников. Никогда не думала, что на эти ярмарки приходит столько посетителей! Да и 40 хэндмейдеров в одном зале не так часто встретишь . И каково же было моё удивление, когда я заметила, что в ночь перед ярмаркой мы сделали украшений больше, чем за предыдущие 2 недели)) Хлопот в связи с такими мероприятиями–вагон и маленькая тележка: кроме самих украшений, нужно сделать визитки,оформить стенды….Но у нас есть замечательные друзья, которые поддерживают нас в нашем увлечении и всегда готовы предложить руку помощи (отдельное спасибо Паше, Лёше и Сашке – заметьте,одни парни).
Что сейчас? Артёма забрали в армию, у Юли родился замечательный сыночек, Лиза сдаёт экзамены в ВУЗ…Остались мы с Алесей. Но мы не вешаем нос и держим курс на Витебск – на Славянский базар. Попутного нам ветра и неожиданных творческих решений! А читателям –побольше прекрасного в жизни и отлично проведённого лета!

Сей опус был опубликован в журнале "Рюкзак"

Вера 
                                                                            

Фотографии из Новогрудка













Наша первая ярмарка в Минске












1 комментарий:

linkwithin

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...